Проблемы организации обучения в современной информационно-образовательной среде обсудили в рамках краевой сессии

3 июня 2020 года в он-лайн режиме на платформе Zoom  состоялась краевая научно-образовательная  инновационная сессия работников образования Забайкальского края  «Организация обучения в современной информационно-образовательной среде».  В работе сессии приняли участие Будаева Б.Б., заместитель руководителя Администрации Агинского Бурятского округа., начальник управления социальной сферы,к.г.н.,  Шибанова Н.М., заместитель министра, начальник управления общего образования и воспитания, к.п.н., Дамбаева Б.Б., ректор ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края», к.п.н., Рабданова Л.Р., ректор Агинского ИПК и более  100 руководителей и специалистов муниципальных органов управления образованием, руководителей, заместителей руководителей и педагогических работников образовательных организаций. 

  Работу сессии начала Будаева Билигма Батордоржиевна, которая  отметила, что тема сессии обусловлена процессами, которые происходят в течение последних месяцев в условиях форс-мажорного тотального перехода системы образования в цифровую среду. Важно отрефлексировать деятельность и определить наиболее эффективные, надежные и безопасные канала для участников дистанционного обучения. Далее Шибанова Наталия Михайловна в своем выступлении подчеркнула, что если дистанционное образование и использование было уделом продвинутых педагогов, то сегодня дистанционный формат обучения должен стать уделом всех образовательных организаций. Нужна методологическая работа, направленная на формирование нового педагогического мышления. Управленческие решения должны быть приняты для создания Центров открытого образования, помогающих учителю выбрать обучение, платформу, моделировать работу дистанционного обучения. Необходимо усилить работу классных руководителей по обучению родителей благоприятному взаимодействию с детьми. Дети оказались неспособны организовать свое свободное время, планировать учебную деятельность. У них слабо сформированы универсальные учебные действия. Педагоги должны формировать учебную самостоятельность, универсальные учебные действия, которые фиксирует ФГОС.

   Дамбаева Бальжит Балдандоржиевна, ректор ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края», к.п.н. и Казакова Любовь Ивановна, проректор, директор центра цифровой трансформации образования ГУ ДПО «»Институт развития образования Забайкальского края выступили с темой «Цифровая трансформация образования: подходы и ресурсы». Бальжит Балдандоржиевна начала свое выступление с обозначения ключевых вызовов социально-экономического развития, ключевых направлений цифровой трансформации региона.  По данным Консалтинговой компании России, Забайкальский край входит в число лучших регионов. Показаны модель управления цифровой трансформацией региона, оснащение техническими средствами учителя и ученика. В период перехода школ на дистанционное обучение доля пользующихся онлайн-ресурсами в Забайкальском крае увеличилась с 70% до 91%. В школах края  функционируют 8677 учебных кабинетов, из них 81% имеют скорость интернет-соединения менее 10Мбит/с. На данный момент только 19% образовательных организаций имеют доступную цифровую инфраструктуру, обеспечивающую возможность проводить учебные занятия в дистанционной форме в полном объеме.

   По оценке Министерства просвещения РФ существуют множество систем разного качества, отсутствие единых подходов к составлению плана занятий учащегося, стандартов дистанционного обучения, объективной оценки эффективности систем и качества контента. Далее рассмотрены проблемы системы в разрезе Забайкальского края: отсутствие инфраструктуры в ряде населенных пунктов, неравномерное качество подготовки учителей, низкая цифровая грамотность граждан(родителей), слабое использование современных цифровых инструментов управления. В условиях кризисной ситуации проявилась слабость разрозненной системы, не имеющей единых инфраструктурных и электронных сервисных решений, подготовленных кадров и консолидированной позиции органов управления образованием. Для совершенствования системы в соответствии с вызовами будущего ставятся первостепенные задачи:

1)ускорение темпов развития инфраструктуры образования;

2) создание единой цифровой образовательной среды в крае, как условие совершенствования образовательной системой и процессов;

3)качественный прирост кадрового потенциала педагога за счет непрерывного образования;

4) внедрение централизованной цифровой систему управления образованием.

В проекте стандарта «Цифровая школа», разработанном совместно с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ,  представлены общие требования к оснащению школы. Таким образом, цифровая трансформация должна привести к улучшению качества, экономичности, совершенствованию цели и содержания и повышению результативности образовательного процесса.

 В докладе Рабдановой Лхамы Раднабазаровны, ректора Агинского ИПК «Информационно-образовательное пространство: развитие новой грамотности учителя»  освещены проблемы, с которыми столкнулись педагоги при переходе на дистанционное обучение. Подчеркнуто, что дистант и он-лайн требуют от педагогов другой ментальности, картины мира, совершенного иного способа и форм работы с обучающимися. Лхама Раднабазаровна отметила, что в Агинском Бурятском округе на дистанционное обучение было переведено 13058 обучающихся и 1160 учителей, что составило 99%. Большинство школ (94%) обучение осуществляли на платформах, рекомендованных Министерством образования Забайкальского края: Учи.ру, Яндекс-класс, Российская электронная школа, Решу ЕГЭ и охват учащихся данными платформами составил – 90%. Важным фактором фиксации цифровых следов учителей отмечена  активность учителей в социальных сетях, как Инстаграмм, Фейсбук, в Контакте, где часто размещаются онлайн-тесты, презентации, интерактивные задания, видеоролики, информационные посты, турниры по шахматам. Также учителями часто используются такие современные платформы, как  ZOOM, SKYPE, MEET, пользователями которых явились более 50% школ. Далее отмечается,  что несмотря на представленный спектр ресурсов, технологий, наши школы испытывают значительные трудности при организации онлайн-обучения. Обозначены проблемы в обеспечении дистанционного обучения: низкая скорость интернета, нестабильный интернет, нет технической возможности у обучающихся, не все имеют доступ в интернет, нет стационарного компьютера (выходили в сеть через телефон), у многодетных семей один компьютер на несколько школьников (поэтому выходили на связь с учителем или работали на электронных платформах по очереди) недостаток практических занятий, недостаточная компьютерная грамотность обучающих и обучаемых.

  Следовательно, требуется серьезное обучение руководителей и учителей работе с различными сервисами и платформами, поскольку система образования уже не будет прежней, умение работать в цифровой среде должно стать нормой. Год завершается, но уже в августе Агинский ИПК приглашает на курсы и семинары,   в рамках которых будет предложен спектр модулей для развития новой грамотности педагога, в том числе и IT-грамотности.

На втором этапе инновационной сессии состоялась общественно-профессиональная дискуссия, где обсуждались актуальные вопросы:

  1. Подходы к организации мониторинга условий дистанционного обучения: механизмы, показатели, контроль.
  2. Проблемы организации дистанционного обучения в условиях сельской школы
  3. Организация уроков в сети: трудности и пути преодоления
  4. О новой роли родителя в дистанционном обучении школьников.

  Мэдэгэй Б.Б., начальник управления образования и молодежной политики администрации муниципального района «Могойтуйский район» обозначила разработанную модель мониторинга условий дистанционного обучения в Могойтуйском районе для выявления проблемных зон в аспекте качества условий организации и соответствия материально-технических условий осуществления ДО. Разработаны инструменты механизма Digital monitoring: информационная база, динамический анализ, сопоставительный анализ, обеспечение обратной связи в системе управления.

Гунгаев Ц.Б.,директор Цокто-Хангильской СОШ обозначил следующие проблемы:

1. Нехватка у обучающихся ТСО – ПК, гаджеты, отсутствие опыта работы в        интернете.

2. Низкая скорость интернета – неустойчивость каналов передачи данных, невозможность стабильного качественного применения обучающих платформ.

3. Затруднения в выборе технологий и форм учебных занятий.

4. Предоставление обратной связи- через АИС СГО. Также Viber, элек тронная почта. В конце выступления Гунгаев Ц.Б. подчеркнул, что для повышения эффективности и качества дистанционного обучения в условиях сельской школы необходимо научиться создавать собственные обучающие программы, освоить платформы конструирования интерактивных онлайн –  уроков.

В своем  выступлении Ракшаева Л.Ц. учитель  МОУ «Могойтуйская СОШ№2» поделилась собственным опытом организации ДО и описала синхронный и асинхронный форматы дистанционного обучения, требования к учебным материалам, формы обратной связи. Дистанционное обучение требует других способов подачи материала и вовлечения детей, нежели обычные уроки. Лилия Цырендоржиевна в конце выступления обозначила следующие выводы: необходимо тщательно подбирать объем и содержание учебного материала, выбирая наиболее значимую информацию, определиться с основными интернет-платформами, которые будут доступны для всех учащихся. Помнить о том, что первичной остается все-таки методика и учебные цели, а инструменты дистанционного обучения вторичны.

  Дашидондоков Жаргал Мункобаторович, член управляющего совета МАОУ «Агинская окружная гимназия-интернат», выступая от имени родительской общественности, выразил удовлетворенность процессом организации ДО, поставил оценку 4+  педагогам за качество организации обучения и пожелал всем дальнейших успехов.

     В рамках  сессии организована работа On-line гостиной «Модельные практики организации обучения в современной информационно-образовательной среде».

   Опыт Агинской СОШ №1 в своем докладе  «Практика управления учебным процессом при организации дистанционного обучения» представил Жамбуев Болот Жамьянович, заместитель директора по безопасности, который обозначил  ведущие  идеи развития школы в современных условиях. Они заключаются в идеи функционирования школы как открытой системы, активно взаимодействующей с внешней средой, создании структуры общественно-государственного управления школой и активного поиска средств реализации социально и культурно значимо программ; в идеи создания открытого информационного пространства, интерактивного взаимодействия и предоставления дистанционных образовательных услуг.

         Докладчик отметил, что все 1216 обучающихся успешно прошли дистанционное обучение в этот период. Для обеспечения  дистанционного обучения использовали платформы: Google, Suite for Education. Данная платформа позволяет решать задачи обучения в комплексе, все инструменты для эффективной работы находятся в одном пакете. Он  подчеркнул, что она  используется для решения 4 типов ключевых задач: общение, совместная работа, управление, хранение и поиск. Данная платформа   абсолютно бесплатная для образовательных организаций и безопасная в плане конфиденциальности онлайн общения. В школе для  каждого  участника дистанционного обучения – администрации,  учителя, обучающегося  создан  корпоративный аккаунт. Также Жамбуев Б.Ж. в своем выступлении представил  четкий алгоритм подключения к данной платформе.

         Следующее  выступление на тему «Использование технологий  и отбор содержания образования при организации on-line  обучения» представила Цыбенова Дынсыма Батоевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОУ «Судунтуйская СОШ».  Педагогический коллектив школы обеспечил on-line  обучение 121 учащегося на  онлайн платформе – Цифровая среда МЭШ (мобильная электронная школа) и в системе дистанционного обучения Забайкалья (do.zabedu.ru). Наряду с данными платформами активно использовали социальные сети Instagram, «В  контакте», Facebook.

    В карантинный период  школой разработаны требования к онлайн уроку по  внешнему  и внутреннему  порядку урока (структура), проблемному  подходу  к обучению, соблюдению  дидактических принципов, поддержанию  активности учеников и  характеру урока. Докладчик отметил положительные и проблемные моменты онлайн урока. Современная форма организации учебного занятия позволяет применять возможности мультимедийного контента и преодолеть границы и ограниченные физические возможности учеников. Были представлены ссылки на видеоуроки, использование которых позволяет запомнить больше информации, чем чтение лекций на уроках. Продолжила выступление молодой учитель математики Цырендоржиева Марина Цыденешиевна. Она вывела алгоритм проведения онлайн уроков на примере урока математики. Урок состоит из 5 основных блоков: мотивационный, инструктивный, информационный, контрольный и консультативный.

         В своем выступлении следующий участник Козырев Алексей Сергеевич, директор МОУ  «Кокуйская СОШ №1» представил видеофильм о модельных практиках использования образовательных платформ. Фильм дал ответы на то, как устроен процесс обучения с использованием данного продукта, начиная от момента регистрации пользователей. Что нужно, чтобы начать использование данного процесса, какие технические требования предъявляют данные решения. Какие предметы и годы обучения охватывает учебный материал, размещенный на данной платформе. Чего не хватает в данном продукте, чтобы он мог полностью обеспечить дистанционный процесс обучения. Данная школа использует платформу «Образовариум»  и CORE. Преимуществом данных платформы является насыщенность дидактическим материалом.

  Следующий участник Ведерникова Марина Федоровна, заместитель директора по научно-методической работе МБОУ «Тарбагатайская СОШ» выступила с темой «Использование технологии и отбор содержания образования при организации онлайн-обучения». У школы большой опыт работы в качестве стажировочной и методической площадки. В дистанционном обучении используют АИС – сетевой город, ЯКЛАСС, ИНТЕРНЕТУРОКИ.РУ,  РЭШ (Российская электронная школа).  Учителями созданы блоги и  по всем предметами имеются элективные курсы. Во внеурочной деятельности активизируют  участие детей  в различных интернет-конкурсах: муниципальный конкурс «Живая классика», конкурс рисунков «Война глазами детей», Всероссийская акция «Окна Победы», «Бессмертный полк» онлайн.

    Гармаева Бадмаханда Бадмацыреновна, заместитель директора по научно-методической работе МБОУ «Дульдургинская СОШ №2» сделала доклад на тему «Модельные практики опережающего развития в условиях цифровой трансформации в центрах «Точка Роста», в котором  подчеркнула актуальность проведения данной сессии в реалиях сегодняшнего дня. Она представила лучшие практики своей школы по организации обучения в информационно-образовательной среде. Провела виртуальную экскурсию по учебным кабинетам предметных областей «ОБЖ», «Технология», «Информация», «Шахматы». Отметила, что в содержании реализуемых   основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового и гуманитарного профилей особое внимание уделяется  формированию и развитию компетентностей soft-skills и hard-skills.   Благодаря материально-технической базе  «Точки роста» современный школьник в сельской местности имеет возможность осваивать профессии по направлениям «Мобильная робототехника», «Инженерный дизайн», «Видеопроизводство», «IT технологии», «Геоинформационные технологии». В урочной и во внеурочной деятельности педагоги ДСОШ №2  успешно применяют кейс-метод, который основан на обучении путем решения конкретных задач в формате проблемно-ситуативного анализа. Она отметила, что проведение онлайн-уроков с использованием возможностей ZOOM, Skуpe, «Учи.ру» позволяет организовать обучение в режиме «здесь и сейчас» и позволяет учащимся полностью погрузиться в образовательную среду.

         В докладе «Новые форматы работы центра «Точка роста»  Михайлова Татьяна Николаевна отметила, что проведена большая работа по внесению изменений в  нормативно-правовую  документацию. Акцентировала внимание участников сессии на планируемых результатах и показателях программы развития центра «Точка роста». Поделилась успешным участием детей в конкурсах: Всероссийская интеллектуальная киберспортивная лига, конкурс радиопроектов «AndAp», конкурс видеороликов «VшК», интеллектуальный проект  «Стратег75», онлайн чемпионат по Dota 2,  «CrashTest» бизнес-идей, краевой турнир по шахматам. Докладчик  обозначила проблемы функционирования центра, которые заключаются в следующем: отсутствии лицензии на некоторое программное обеспечение, сложности  в преодолении стереотипов педагогов, в освоении нового программного обеспечения, в  низкой скорости интернета, фильтрации.

        Событием межрегионального уровня стало on-line событие, организованное командой Лаборатории деятельностных практик Агинской окружной гимназии. «Как организовать командную работу в удаленном режиме?» – именно на этот вопрос искала ответы вся система образования в течение последних двух месяцев. Агинская гимназия, являющаяся федеральной инновационной площадкой, пригласила для участия в событии партнеров методической сети из других регионов. Бесценным является участие в данном мероприятии федеральных экспертов – Львовского В.А., Медведчикова С.В., коллег из г.Эрдэнэт Монголии, г.Москвы, Якутии, Новосибирска, Барнаула и Томска, которые поделились собственным опытом и дали профессиональную оценку методам организации дистанционного обучения. В рамках  on-line события все участники распределились в сессионные залы и должны были выполнить ряд заданий в команде. Оригинальные задания стали основным фактором возникновения субъектности каждого участника. Команды с разным результатом справились с заданиями, но ситуация «недоопределенности» и образовательного экстрима стала ещё одним полем для рефлексии процесса организации дистанционного обучения. Участники выразили высокий уровень удовлетворенности проведенным on-line событием и «взяли на вооружение» методы и формы работы, предложенные Агинской гимназией.

   В ходе рефлексивного часа Дамбаева Б.Б. поблагодарила всех участников, выступивших с докладами, и обозначила плановые мероприятия, в рамках которых будет продолжена работа по развитию компетенций педагогов для работы в информационно-образовательной среде.

   Благодарим всех участников сессии за активную работу, до новых встреч!

Аналитическая группа: Жамбалова Э.Ч., Дондокова Р.П.,

 Цыдендоржиева Ц.Ц., Ортонова В.Б., Ортонова Ц.Б.

Поделиться ссылкой:

Метки: нет меток

Комментарии закрыты.