Четвертый день был насыщен мастер-классами. Мастер Баир Баясхаланов работает в мастерской Арт-галереи скульптора и оружейника Жигжита Баясхаланова. Он поведал об уникальной культуре наших предков, в которой воспитание мальчиков занимало важное место, рассказал, каким должен быть одаренный мужчина, обладающий девятью доблестями: умел бороться, искусно мастерить, постигать кузнечное дело, охотиться, ломать голыми руками позвоночные кости скота, плести кнуты из восьми ремешков, создавать треножники для лошадей, натягивать тетиву лука и быть настоящим наездником. Эти «девять доблестей» можно воспринять как свод правил, определяющий истинный характер бурятского мужчины – смелого, мужественного, героического, всесторонне развитого и здорового. На мастер-классе Баира Баясхаланова участники научились одной из этих доблестей – плетению ташуура. У бурят существовали два вида плеток: для мужчин и женщин. Мужская выполнялась с длинной и широкой рукоятью, а женская – тоньше и короче. Ташуур, как оберег, сражается с негативными энергиями, защищая здоровье и карьеру своего владельца. Его следует изготавливать самостоятельно или заказывать у мастера с посвящением «Дамдин Дорлиг», и нельзя доверять его тем, чей дух омрачен негативом. Ташуур – ваш личный щит, охраняющий только вас. Мастер Абарзада Батоевич Цыбенов – преподаватель Дульдургинского дома детского творчества, провел увлекательный мастер-класс на тему «Вязание туристических узлов», среди которых оказались узлы, применяемые монголоязычными народами, такие как тоонто и бутуу тоонто. Эти искусно связанные узлы находят своё применение не только в процессе вязания лошадей, но и в конном спорте, внося элементы традиции и мастерства. С неподдельным энтузиазмом молодые участники осваивали технику вязания, понимая, как важны эти навыки в повседневной жизни, спорте и даже в подборе шнурков для кроссовок и футбольных бутсов. Их глаза светились от радости и любопытства, подтверждая, что полученные знания станут верными спутниками в их будущих начинаниях. Мастер-класс Абарзада Батоевича пробудил в детях желание творить. В этот день проведена встреча с духовным наставником Даши ламой. Он раскрыл тайны скульптурной композиции «Туншэ» выдающегося художника Даши Намдакова — российского скульптора, графика, ювелира и дизайнера, рассказав, что эта работа воспроизводит известную буддийскую легенду о Четверых дружных, связанных древним преданием. Суть этой притчи заключается в рассказе о четырех друзьях — слоне, обезьяне, кролике и павлине, чья дружба и взаимопомощь стали залогом успешного урожая. История повествует о том, как эти четверо, объединив усилия, нашли семена, посадили их и ухаживали. Но когда дерево зацвело и дало плоды, оно вознеслось выше их досягаемости. Тогда обезьяна взобралась на слона, кролик на обезьяну, а павлин на кролика, образовав пирамиду, из которой они смогли собрать урожай. Мораль этой истории подчеркивает плодовитость сотрудничества: уважая старших и друзей, мы обретаем защиту и гармонию в душе и в доме. Даши лама глубоко раскрыл смысл притчи, подчеркивая важность духовной чистоты и ответственности каждого из нас. Провела мастер-класс и организатор лагеря Цыцыгма Самбуевна Жанчипова на тему "Моя семья — моя Вселенная". Семья — важнейшая часть рода и общества, связанная с каждым событием и изменением. Характерная черта бурятской семьи — совместное проживание стариков с младшим сыном или, при его отсутствии, с младшей дочерью. Кроме кровных родственников, в семье могли находиться и боковые родственники — дяди, тети, неженатые братья и сестры. Происхождение и корни человека имеет огромное значение; вопрос «Ямар угайбши?» был так же естественен, как приветствие «Здравствуйте». Знание родословной значило больше, чем простое имя, создавая собирательный образ личности. Ребята осознанно подошли к созданию генеалогическое древа рода.
Интересным и творческим был мастер-класс Цыпелмы Батоцыреновны Бочкаревой. Мастер приоткрыла перед ребятами завесу таинственного мира искусства, где переплетаются орнаменты и узоры. Эти узоры — это не просто линии и формы, а олицетворение стихий и явлений природы, смены времен года, разнообразия животного мира и богатства растительного покрова земли. Погружаясь в смысл бурятских узоров, человек начинает осознавать, что в их начертаниях запечатлено не только восхищение предков перед природой, но и глубокое уважение к ней. Здесь орнаменты воспринимаются не как простые декоративные элементы, а как магические заклинания, оберегающие от злых сил, отражающие представления бурят о Вселенной и своем месте в ней. Каждый элемент узора тщательно продуман и выбран в соответствии с традициями предков, несуще неслучайность, а целенаправленность. Они создаются в соответствии с ожиданиями человека и гармонично вписываются в заданную цветовую палитру — так, узоры становятся не просто художественным выражением, а живым символом связи с родовой памятью и природой. Какие получились работы у ребят, можно посмотреть на сайте Ассоциации