4 мая 2024 года участников межрегионального семинара встретили в гостеприимном селе Судунтуй. Директор Судунтуйской СОШ Дондок Баирович Дараев встретил гостей из Республики Калмыкия по бурятским обычаям с хадаком цвета вечного синего неба, а педагоги и учащиеся раскрыли секреты успеха школы в урочной и внеурочной деятельности.
В качестве эксперта приняла участие в работе семинара Светлана Зандараевна Кимова, кандидат педагогических наук, зав. кафедрой педагогики и цифровой дидактики @gudpoirozk (ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края»). Также участвовали Председатель @public214179366 (Ассоциация учителей бурятского языка, литературы) Сэсэгма Самбуевна Жанчипова, учителя бурятского языка школ округа.
В первой линейке мероприятий семинара провели открытые уроки учителя калмыцкого языка и литературы.
Учитель родного (калмыцкого) языка МКОУ «Ергенинская средняя общеобразовательная школа им. Л. О. Инджиева» Кетченеровского района Республики Калмыкия Светлана Босхомджиевна Кошаева провела урок в 7 классе на тему “Семь чудес Калмыкии. Лотос”. На уроке семиклассники узнали о достопримечательностях Калмыкии, узнали о лотосе, который расцветает в июне близ Лагани около Каспийского моря. В процессе перевода текста с русского на калмыцкий и бурятский языки ребята убедились, что наши языки очень близки и в лексическом, и в грамматическом, и в фонетическом планах. На уроке-путешествии произошел диалог культур, и ребята наверняка поставили себе цель подружиться со сверстниками из Калмыкии и когда-нибудь воочию увидеть цветение лотосов.
На уроке Коксуновой Нины Бадмаевны, учителя родного (калмыцкого) языка МОКУ «Хар-Булукская СОШ» Целинного района Республики Калмыкия, 5-классники освоили лексику калмыцкого и бурятского языков на тему «Моя семья» и нашли много общего. Обобщая изученное, ребята написали письмо дяде Баиру.
Урок «Национальный костюм – это уникальность народа» в 4 классе провела Наталья Бевеевна Яндонова, учитель родного (калмыцкого) языка МКОУ «Шарнутовская средняя общеобразовательная школа им. Б.С. Санджарыкова» Сарпинского района Республики Калмыкия. Дети на уроке выполнили минипроектную работу: сами создали книжку о национальном калмыцком женском и мужском костюме, пословицах о национальной одежде. Самым интересным этапом урока был сравнительный анализ бурятского и калмыцкого костюмов – пришли к выводу, что есть много общего в наших национальных костюмах (произношение, символическое значение, ценности). Дети узнали за урок много нового и интересного о традициях и обычаях калмыцкого народа через изучение национального костюма!
Во второй линейке провели открытые уроки учителя Судунтуйской СОШ.
Урок в 4 классе «Сагаалган – праздник белого месяца» провела
Цындымеева Марина Базарсадаевна, учитель начальных классов МОУ «Судунтуйская СОШ». Учащиеся 4 класса в групповой работе выполнили анализ текста о традициях празднования Сагаалгана и презентовали результаты своей работы с помощью документ-камеры. Интерес гостей вызвали рассказы детей о праздновании Нового года по лунному календарю в их семьях. Особенностью данного урока стала высокая степень самостоятельности детей: анализ текста, презентация, подготовка виртуального праздничного стола. А физкультминутку в виде ехора внесут в свою методическую копилку учителя не только бурятского языка, но и других предметов. Настоящим подарком для гостей стали благопожелания и песня на бурятском языке.
Балданова Мыдыгма Ринчиновна, учитель родного языка и литературы МОУ «Судунтуйская СОШ», провела открытый урок родной бурятской литературы в 10 классе по рассказу Д. Дылгырова «Сэдьхэлэй гуниг». Интерес учащихся и педагогов вызвало то, что сюжет рассказа основан на реальных событиях и действие происходит в селах Хара-Шибирь и Зугалай Могойтуйского района, а героиней является калмычка, волею судьбы (и репрессий) оказавшаяся в наших краях.
Третьей линейкой событий стали мастер-классы учителей.
Хулхачеев Басанг Сергеевич, учитель родного (калмыцкого) языка МБОУ «Бага-Бурульская СОШ» Ики-Бурульского района Республики Калмыкия, посвятил свой мастер-класс теме «Развитие интеллектуальных способностей учащихся». Участники мастер-класса на практике познакомились со способами работы по развитию интеллектуальных способностей на языковом материале с использованием шагай как средства развития пространственного мышления и мелкой моторики.
На мастер-классе «Дидактические игры на уроках калмыцкого языка» Батыровой Лидии Санджиевны, учителя родного (калмыцкого) языка МКОУ «Кировская средняя общеобразовательная школа» Сарпинского района Республики Калмыкия, участники сыграли в игру “Хозяева и гости”. Жаркие дебаты возникли, когда в игре надо было перевести слово – название животного – на калмыцкий или бурятский язык и подсчитать количество букв: в калмыцких словах количество букв оказывалось всегда меньше за счет явления редуцирования гласных. Также участники освоили много дидактических игр, которые помогут при освоении новой лексики, изучении грамматических явлений. Учителя родного бурятского языка, участники мастер-класса, благодарят Лидию Санджиевну за проведение мастер-класса на высоком профессиональном уровне, за организацию межкультурного диалога и выражают уверенность в продолжении сотрудничества.
Оказывается, много общего у нас не только в языке и в национальной одежде, но и в художественной литературе. У нас есть перекликающиеся произведения: стихотворения Санжди Киляева и Николая Очирова, пословицы и поговорки, героический эпос «Джангар» и «Гэсэр». Обо всем этом мы узнали на мастер-классе «Родной язык – неиссякаемый родник», организованном Бовриковой Ниной Арашаевной, учителем родного (калмыцкого) языка МОБУ «Троицкая СОШ им. Г. К. Жукова» Целинного района Республики Калмыкия.
После уроков и мастер-классов участники семинара посетили детский технопарк КВАНТОРИУМ.
Благодарим коллектив Судунтуйской СОШ за качественную организацию семинара, а учителей родных языков за диссеминацию педагогического опыта, за высокий профессионализм!
Все фотографии с семинара – в альбоме сообщества