Межмуниципальный семинар по деятельности монолингвальных групп

С 13 по 15 мая работал межмуниципальный семинар, посвященный образовательной деятельности монолингвальных групп в рамках экспериментальной реализации парциальной программы, направленной на развитие бурятской речи у детей младшего дошкольного возраста.
Первый день семинара прошел в Судунтуйском детском саду «Ургы». В мероприятии приняли участие 26 человек, включая воспитателей монолингвальных групп, руководителей дошкольных образовательных учреждений, а также представителей МОУО и Агинского института. Участники имели возможность ознакомиться с образовательной деятельностью детей четвертого года жизни, а также с культурными аспектами дошкольного образования, представленными через концерт воспитанников детского сада и мастер-класс «Баргай наадан» и занимательными бурятскими играми. Особое внимание было уделено проведению просветительской работы с родителями. Содномов С. Ц. представил лекцию на тему "Традиционное воспитание в бурятской семье", в которой подробно раскрыл культурные и педагогические аспекты, формирующие бурятскую идентичность и языковые навыки у детей. Анализ проведенных занятий показал, что дети демонстрируют высокий уровень понимания бурятской речи, а также способность поддерживать диалог и давать простые односложные ответы на вопросы, касающиеся домашних животных, основных цветов, счета до пяти и геометрических фигур. Однако было отмечено, что в речи педагогов присутствуют языковые ошибки, требующие более тщательной лингвистической подготовки и опоры на четкие лингвистические основы бурятского языка. Содномов С. Ц. подчеркнул, что обучение бурятской речи является ключевым элементом развития ребенка, и занятия должны носить развивающий характер, способствующий не только освоению языка, но и общему когнитивному развитию детей.
Во второй день семинара была рассмотрена деятельность монолингвальной группы детского сада «Баяр» села Кункур. Педагог Суходаева Эржена Цымпиловна провела занятие на тему «Гэрэй амитад», а воспитатель Дамбаева Туяна Баторовна организовала квест-игру «Шэдитэ абдар» для детей старшего дошкольного возраста. Участники семинара отметили высокую практическую направленность и значительный уровень интереса занятий для воспитанников. Дети активно участвовали в образовательном процессе, демонстрируя внимание к родной бурятской речи, а также проявили навыки владения диалогической речью. Научный руководитель Сономбал Цыденович Содномов подчеркнул потенциал для повышения развивающего эффекта занятий. Было отмечено, что субъектная позиция детей могла бы быть более ярко выражена при создании оптимальных педагогических условий. Эксперт также провел анализ предметно-развивающей среды группы и учебно-методических материалов по развитию бурятской речи. По результатам анализа были даны рекомендации по совершенствованию реализации образовательной программы, а также по разработке рабочих тетрадей и дидактических пособий. Участники второго дня семинара выразили благодарность заведующей детского сада Сультимовой Будаханде Сультимовне за организацию семинара и выезд на туристический комплекс «Приононье».
Третий день работы научного руководителя Сономбала Цыденовича Содномова на базе дошкольных образовательных учреждений поселка Агинское продемонстрировал высокую эффективность и продуктивность реализуемых инициатив. В рамках посещения дошкольного учреждения «Ульгэр» был проведен детальный анализ образовательной деятельности средней группы. Старший воспитатель Цыбенжапова Д.Ц. организовала занятие с детьми пятого года жизни, которое стало ярким примером успешной педагогической практики. Занятие характеризовалось высоким уровнем интерактивности, эмоциональной вовлеченностью детей и эффективным использованием мотивационных стратегий, направленных на поддержку детской инициативы. Педагог создала благоприятную образовательную среду, способствующую развитию когнитивных и коммуникативных навыков у дошкольников. Дополнительно эксперт провел просветительское мероприятие для родителей монолингвальной группы, акцентируя внимание на вопросах этнокультурного воспитания детей в условиях экспериментальной работы. Диалог носил конструктивный характер, способствуя обмену опытом и выработке совместных подходов к решению актуальных педагогических задач. На базе детского сада «Ручеек» была организована экспозиция учебно-методических пособий, дидактических и электронных игр, направленных на развитие бурятской речи у детей.
Содномов С.Ц. высоко оценил инновационные проекты педагогов, отметив их значимость для сохранения и развития языковых и культурных традиций. Эксперт подчеркнул необходимость продолжения и масштабирования данной работы, а также возможность издания методических материалов для широкого использования в дошкольных образовательных учреждениях. По результатам первого года эксперимента, в мае текущего года планируется проведение мониторинга детских достижений, а также подготовка к изданию парциальной программы по развитию родной речи у детей младшего дошкольного возраста. Программа уже получила положительные отзывы и рецензии от ученых Забайкальского института развития образования и Забайкальского государственного университета. Кроме того, предполагается доработка и издание рабочих тетрадей для детей в цветном формате, что позволит сделать образовательный процесс более наглядным и эффективным.
Научный руководитель Сономбал Цыденович отметил, что все восемь детских садов, участвующих в эксперименте, продолжают работу по развитию бурятской речи. Педагоги целенаправленно занимаются разработкой конспектов программ и методических пособий, которые необходимо издать.
Эксперимент успешно продолжается, есть некоторые сложности, особенно в подборе кадров. Не хватает воспитателей, хорошо владеющих бурятским языком. Эксперт подчеркнул максимальную эффективность работы по реализации программы двух детских садов поселка Агинское: «Ручеек» под руководством заведующей Балданжамсоевой О. Д. и «Үльгэр» под руководством заведующей Бальжинимаевой И. В. 

Поделиться ссылкой:

Метки: нет меток

Комментарии закрыты.