О проведении краевой научно-образовательной инновационной сессии «Субъектность в образовании: проблемы и практики развития»

20 мая 2022 года в онлайн-формате на платформе VK Звонок состоялась краевая научно-образовательная инновационная сессия работников образования Забайкальского края «Субъектность в образовании: проблемы и практики развития», в которой приняли участие Будаева Билигма Батордоржиевна, заместитель руководителя – начальник управления социальной сферы, к.г.н., Клименко Татьяна Константиновна, исполняющая обязанности министра, д.п.н., профессор, федеральные эксперты Львовский Владимир Александрович, заведующий лабораторией проектирования деятельностного содержания образования ГАОУ ВО МГПУ, к.псих.н., Воронцов Алексей Борисович, генеральный директор АНО ДПО Открытый институт «Развивающее обучение», к.п.н., Якушина Екатерина Викторовна, старший научный сотрудник лаборатории проектирования деятельностного содержания образования МГПУ, Ле-ван Татьяна Николаевна, ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка МГПУ, Монасевич Зоя Леонидовна, старший преподаватель педагогического института ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет», Анциферова Надежда Борисовна, к. фил. н., проректор по научно-методической работе ГУ ДПО «Забайкальский институт развития образования Забайкальского края». На инновационной сессии приняли участие более 200 руководителей и педагогических работников из 10 муниципальных районов Забайкальского края (г. Чита, Читинский, Агинский, Дульдургинский, Могойтуйский, ГО «Поселок Агинское», Кыринский, Забайкальский, Хилокский, Шилкинский).

В приветственном слове Будаева Билигма Батордоржиевна отметила, что обсуждение практик развития субъектности, реализации сетевого подхода особенно актуально в современных условиях, и подчеркнула важную роль инновационной сессии для развития системы образования.

Клименко Татьяна Константиновна обратила внимание педагогов на полисубъектностный характер позиции учителя-воспитателя, на особую важность идеологической воспитательной работы, которая направлена на развитие субъектности. Всем участникам сессии пожелала плодотворной работы, профессионального роста, социокультурного развития.

Львовский Владимир Александрович рассказал о роли тренера-технолога в становлении субъектности учителя. Рассмотрение учителя как субъекта, а ученика как объекта, это устаревшее представление, которое не ведет к развитию ребенка. Субъектность учителя проявляется в пробуждении, поддержке и сопровождении становления субъектности своих учеников. Субъектность и зрелость индивидов проявляется в дистанцировании от социальных давлений, что позволяет удерживать свою точку зрения, видеть другую точку зрения, высказывать независимое суждение, быть ответственным за свои действия. Субъектность ученика в развивающем обучении, деятельностном подходе проявляется, прежде всего, в том, что ребенок хочет и умеет учиться.

Воронцов Алексей Борисович генеральный директор АНО ДПО Открытый институт «Развивающее обучение», к.п.н., в своем докладе «Современные подходы к построению старшей школы в РФ»  обратился к  трудам отечественных ученых-классиков, которые писали о том, каким должно быть школьное образование, что это не готовое блюдо (Выготский), а то, которое приготавливает человек сам, знание – всегда деятельность. «В современных условиях обучения традиционная формула “знаю, но еще не умею” трансформируется в формулу “не умею, значит не знаю”. Только становясь субъектом собственных действий и собственной деятельности, человек впервые обретает возможность стать личностью», – актуализировал тему сессии А.Б. Воронцов. Отвечая на вопрос о цели старшей школы, докладчик отметил, что у старшей школы два пути: Статус КВО с ориентацией назад и Статус инновации, с ориентацией на перспективу.

В своем докладе Анциферова Надежда Борисовна на тему «Художественный текст как объект и инструмент познания вторичной языковой личности в этноориентированной модели обучения русскому языку как иностранному» представила модели языковой интерпретации, способствующие становлению субъектности личности.

Рабданова Лхама Раднабазаровна представила опыт Агинского ИПК в организации системы непрерывного повышения квалификации, основанный на деятельностном подходе. Подчеркнула, что именно система повышения квалификации должна оказывать помощь учителю в приращении субъектного опыта. При этом совместное проектирование учебного содержания, участие в сетевых проектах, метапредметных олимпиадах играет важную роль в становлении профессионально-субъектной позиции педагогов.

В рамках краевой научно-образовательной инновационной сессии проведены интерактивные площадки.

В работе экспертной сессии  «Проблемы и практики развития субъектности при реализации сетевых образовательных программ», где были представлены проекты муниципальных органов управления образованием, принял участие Алексей Борисович Воронцов,  генеральный директор АНО ДПО Открытый институт «Развивающее обучение», к.п.н. Модератор сессии Болотова Галина Цырендашиевна, старший преподаватель АИПК, организовала обсуждение проектов сетевого взаимодействия школ. Нимацыренова Елена Баировна, председатель Комитета образования администрации ГО «Поселок Агинское», презентовала проект «Иннопарк – сетевая старшая школа, развитие индивидуальной образовательной траектории (физика)». Гармаева Бадма-Ханда Бадмацыреновна, зам. по НМР МБОУ «Дульдургинская СОШ», представила проект «Обновление содержания образования в условиях коллаборации центров «Тоска роста». Насакова Бальжин Жамсарановна, зам. по НРМ МБОУ «Дульдургинская СОШ №2», к.п.н., рассказала о реализации индивидуальных образовательных проектов школьников в муниципальной школьной сети. С проектом «Реализация муниципальной сетевой комплексной образовательной программы в сети образовательных учреждений Могойтуйского района Забайкальского края» выступил Ральдин Бато Сергеевич, директор МАОУ «Догойская СОШ».

              Участники экспертной сессии «Проблемы и практики развития субъектности при реализации сетевых образовательных программ» обсудили практику реализации сетевых образовательных программ и инновационные проекты по развитию сетей в школах Забайкальского края. Были рассмотрены разработки в двух сетях: Сетевая старшая школа и Сеть гуманитарного и цифрового образования «Точка роста».  В проектах городского округа «Поселок Агинское» участники увидели перспективы развития реализации профильного уровня изучения предметов. В проектах Могойтуйского района участники отметили разрешение проблемы ресурсного обеспечения профильного обучения, когда нет кадров при малом количестве детей – как, объединяя ресурсы, можно выйти из ситуации, чтобы дети получили полноценное профильное изучение предметов по их запросам.  В Дульдургинском районе учителя объединяются и сопровождают проекты старшеклассников всего района. Обоснована перспектива развития по данному направлению с обучением учителей и учащихся по проектно-исследовательской деятельности.

              Федеральный эксперт Воронцов Алексей Борисович отметил, что все проекты инновационные, следовательно, появляются новые нормы. И считать проект реализованным можно только тогда, когда есть институализация этого проекта, т.е нормативные акты, положения, предложения в изменения федеральных законов. Заканчиваться проект должен институциональными продуктами, которые позволят внедрить разработанные проекты. (Аналитик: Балдандоржиева Елена Николаевна, и.о. проректора по УМР АИПК)

              В работе интерактивной площадки «Становление субъектности в групповой работе» экспертом выступил Владимир Александрович Львовский, заведующий лабораторией проектирования деятельностного содержания образования МГПУ, к.псих.н., модератор – Махабадарова Римма Аюровна, старший преподаватель ГАУ ДПО АИПК).

           Образовательный экстрим провела Дамдинжапова Оюна Мункожаргаловна, заместитель директора по НМР Агинской окружной гимназии-интерната. Целью образовательного экстрима стала демонстрация способов формирования субъективности при решении групповой задачи. Решались задачи: выстраивание речевого и неречевого взаимодействия в группе через «оживление картин» известных художников, разработка критериев оценивания своей деятельности, оценка собственных речевых умений, анализ языковых дефицитов, оценка коллективного речевого продукта.В ходе рефлексии участники отметили, что такие игры позволяют раскрыть актерский потенциал, способствуют становлению субъектности. (Аналитик – Ортонова Валентина Батомункуевна, руководитель Центра непрерывного профессионального мастерства работников образования  ГАУ ДПО АИПК)

              Центром IT-куб  МАОУ «Агинская СОШ№1» на интерактивной площадке проведена дизайн-сессия «Развитие субъектности личности в ВАNI-мире». Экспертом выступила Екатерина Викторовна Якушина, старший научный сотрудник лаборатории проектирования деятельностного содержания образования МГПУ.

              Актуализируя проблематику,    заместитель директора по УВР Жапова Инга Батоевна отметила, что в ВАNI-мире учитель, прежде всего, – проводник в мир знаний, навигатор, модератор образовательного контента, развивающий модерационный навык критического мышления. Руководитель центра IT-куб Жамбуев Болот Жамьянович поделился опытом деятельности в Хакатонах и участия в соревнованиях на региональном, федеральном и международном уровнях. Далее вместе с педагогом Дондоковым Тимуром Дамдинцыреновичем участники выявили особенности проведения хакатонов, позволяющие проявлять инициативность и ответственность, и составили чек-лист для подготовки и проведения такого формата в образовательных целях. Результаты педагогической деятельности по развитию субъектности представлены в hard skills (умеют разрабатывать web-приложения, мобильные приложения, искать и анализировать необходимый dataset, навыки backend, навыки frontend) и soft skills (умеют ставить конкретные цели и задачи, структурировать информации, проявляют самостоятельность, инициативу и самоопределение). Чаргаа Роберта Константиновна, преподаватель истории, представила модель мегакомпетенций педагога в эмоциональной, коммуникативной, личностной, когнитивной, социальной сферах. Подробно остановилась на уровнях 6 компетенций в ВАNI-мире: от «халявщика» до «открывателя». Роберта Константиновна поделилась опытом проведения сетевых образовательных событий в школе: «Приглашаем в Приононье» с созданием сайта-путеводителя, «Антихакеры АСШ№1», «История тайной делегации».  Преподаватель английского языка Содбоева Лариса Дондоковна ознакомила участников геймификацией – одним из способов становления субъектности школьников в классном коллективе через использование цифровых платформ.

              Эксперт Екатерина Викторовна Якушина отметила, что в работе педагогов Агинской СОШ № 1 высвечены проблемы и предложены пути преодоления проблем, дано начало переходу к новому виду мышления, который надо развивать. Оценила метафору, ставшую сквозной линией дизайн-сессии: субъектность должна развиваться изнутри, так как если яйцо разбивается извне, то жизнь прекращается, если яйцо разбивается изнутри, зарождается новый мир. Эксперт выразила готовность сотрудничать с педагогами в интересующем обе стороны поле медиаобразования. В форме обратной связи участники отметили актуальность темы дизайн-сессии, развитую субъектную позицию дизайнеров. (Аналитик – Цыдендоржиева Цыржуня Цырендоржиевна, старший преподаватель ГАУ ДПО АИПК)

              В начале консультационной сессии «Условия и способы развития субъектности в дошкольном образовании» модератор Ортонова Цымжит Базаржаповна, старший преподаватель АИПК, актуализировала тематику сессии и дала целевую установку на дальнейшую работу площадки.

С лекцией по развитию субъектности в дошкольном образовании выступила Ле-ван Татьяна Николаевна, ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка МГПУ. В своей лекции она затронула ключевые дискуссии о «произвольности» и «субъектности». Подняла проблему, «как выглядит образование, развивающее детскую субъектность». Участникам сессии была предложена практическая работа. Воспитатели должны были определить по фотографиям, на которых изображены сюжеты детской деятельности в детском саду, насколько в них (в данных сюжетах) развивается детская субъектность, а также какие условия созданы для субъектности в предметной среде детского сада.

              На консультационной сессии была получена экспертная оценка образовательной деятельности МАДОУ  детский сад «Ульгэр» ГО «Поселок Агинское». В выступлении  старшего воспитателя Маюровой Б.Е. был освещен вопрос по организации образовательного события как ресурса развития творческой активности детей дошкольного возраста. Она поделилась опытом проведения образовательных событий, инициированных детьми, – «Пижамная вечеринка», «Джинсовый день», «Радужная встреча». Она отметила, что наиболее часто применяются такие формы образовательных событий, как событие-праздник, событие-игра, событие-конкурс. В своем выступлении обозначила, что ценность образовательного события заключается в целостности единства образовательного процесса, а его содержание отражает картину всего изученного, приобретенного, накопленного, сформированного в творческой, речевой, культурной, эмоциональной сфере.

              Татьяна Николаевна Ле-ван в своей экспертной оценке отметила, что детский сад проводит большую работу для развития инициативности, самостоятельности и ответственности детей через образовательные события, в которых показана целостная картина личностных качеств ребенка – работоспособность, настойчивость, отзывчивость, сопереживание. Эксперт акцентировала внимание педагогов и воспитателей на различии понятий «инициативность» и «субъектность», подчеркнула, что важно развивать субъектность ребенка и в повседневной жизни ребенка, в режимных моментах.  (Аналитик – Дашинимаева Арюна Будаевна, преподаватель ГАУ ДПО АИПК)

              Педагоги дополнительного образования приняли участие в работе интерактивной площадки «Мозаика практик становления субъектности». Экспертом площадки стала Монасевич Зоя Леонидовна, старший преподаватель педагогического института ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет». Модераторами площадки выступили Цыбжитова Цыржима Владимировна, зав. каф. этнокультурного образования и воспитания АИПК,  Дугарова Цырегма Доржиевна, старший преподаватель АИПК, к.к.

              Модератор Санжитова Наталия Дугаровна, директор МАУ ДО «Агинский дом детского творчества имени И.Д.Кобзона, представила опыт по теме «Сетевая онлайн игра как инструмент развития субъектности личности». Социальная миссия сетевой игры заключается в том, чтобы привить обучающимся навыки командной работы, сформировать опыт применения на практике новых приемов, техник и цифровых инструментов, способствовать развитию познавательного интереса к искусству, коммуникативных и креативного навыков у детей, развить навыки критического мышления. Развитие субъектности во взаимодействии представляет собой ценностную ориентацию на осуществление взаимовыгодного сотрудничества, а также формирование умений самостоятельно прогнозировать, планировать, анализировать и рефлексировать в ситуации взаимодействия. Развитие субъектности в дополнительном образовании требует особой среды, поэтому серьезное внимание уделяется выбору деятельности, социальным пробам.

              Мункуева Наталия Батоцыреновна, директор МУ ДО «Новоорловский дом детского творчества» презентовала опыт «Развитие субъектности через деятельность детских творческих объединений». Участники встречи выявили условия для развития субъектности обучающихся: организация общения, организация соответствующей деятельности, возможность развития субъектности на разных уровнях.

              В ходе работы площадки эксперт Монасевич Зоя Леонидовна обратила внимание на то, как важно увидеть в практике идеальные пласты. и выделила 3 важных аспекта:

1. Как смотрим на ребенка?

2. Насколько продуктивна деятельность?

3. Как отличить подлинное искусство от мнимого?

              Участники отметили продуктивность интерактивной площадки. (Аналитик – Гончикова Баира Батоевна, преподаватель ГАУ ДПО АИПК)

 

              На рефлексивном часе модераторы и эксперты резюмировали результаты работы интерактивных площадок, отметили актуальность всех представленных практик и проектов. Федеральные эксперты дали высокую оценку проведенной инновационной сессии. Алексей Борисович Воронцов, подводя итоги, посоветовал начинать с локальных инновационных проектов, пожелал удачи в решении выявленных проблем, реализации намеченных планов.

              Краевая научно-образовательная инновационная сессия позволила всем участникам отрефлексировать свою деятельность, выявить проблемы, познакомиться с инновационным опытом, наметить пути для саморазвития.

 

 

Аналитическая группа ГАУ ДПО АИПК

                                                                                   Руководитель группы – Намжилова Е.С., проректор по НМР

Поделиться ссылкой:

Метки: нет меток

Комментарии закрыты.