Об итогах краевой научно-образовательной инновационной сессии «Цифровизация в образовании: тренды и практики»

2 июня 2021 года в режиме онлайн состоялась краевая научно-образовательная инновационная сессия «Цифровизация в образовании: тренды и практики». Всего участвовали более 200 руководителей и педагогов Забайкальского края. В работе сессии приняли участие Б.Б. Будаева, заместитель руководителя Администрации Агинского Бурятского округа, начальник управления социальной сферы, начальник управления социальной сферы, к.г.н., Н.М. Шибанова, заместитель министра образования и науки Забайкальского края, начальник управления общего образования и воспитания, к.п.н. В рамках сессии состоялась III метапредметная олимпиада учителей, пленарное заседание и образовательные мастерские.

     В ходе пленарного заседания представлены доклады:

1.   «Деятельностные образовательные практики в цифровом мире». Львовский Владимир Александрович, заведующий лабораторией проектирования деятельностного содержания образования института системных проектов ГАОУ ВО МГПУ, руководитель Некоммерческого партнерства «Авторский Клуб», проректор Открытого института «Развивающее образование», к.псих.н.

2.   «Тренды и практики развития профессиональных компетенций педагогов в условиях цифровизации». Рабданова Лхама Раднабазаровна, ректор ГАУ ДПО «Агинский институт повышения квалификации работников социальной сферы Забайкальского края».

3.   «Как цифра меняет школьное образование?» Петряева Елена Юрьевна, доцент, руководитель центра аналитических исследований и моделирования в образовании института урбанистики и глобального образования МГПУ, к.п.н.

После пленарного заседания участники посетили образовательные мастерские, где были представлены лучшие практики образовательных организаций.

На площадке мастерской «Национальный проект «Образование» как условие формирования цифровой образовательной экосистемы» модератором выступила Болотова Г.Ц., аналитиком – Цыдендоржиева Ц.Ц., представлены практики  Дульдургинской, Амитхашинской, Ушарбайской СОШ и Агинского Дома детского творчества. Обсуждены вопросы, как новая цифровая образовательная экосистема помогает достижению национальной цели, обозначенной в Национальном проекте «Образование». Директором Дульдургинской СОШ Моритуевым Болот Баировичем представлен опыт сетевого взаимодействия как условия развития цифровых навыков педагогов и обучающихся Дульдургинского района. Он подчеркнул, что для кооперации в цифровой среде, сетевого взаимодействия и ускоренного приобретения и развития цифровых навыков педагогами, обучающимися проведена сетевая работа со школами района,  проведены погружения по предметам, проекты, образовательные события по разным направлениям:

1.Межмуниципальная Олимпиада среди учащихся начальной школы по решению проектных задач в рамках реализации сетевого взаимодействия в центре цифрового и гуманитарного профилей Точка роста

2. Образовательное Со-бытие  «Исследователи времени» на цифровой площадке школы по математике, информатике.

3. Образовательное событие по английскому языку  «Наука сегодня- технологии будущего», проведена командная работа.

4. В «Точке роста» ведется работа по внедрению сетевого формата обучения шахматам, освоена сетевая обучающая общеобразовательная программа «Шахматы».

Также отмечено, что организация сетевого формата проектов, игр, олимпиад показывает актуальность, востребованность в освоении цифровых технологий, возможность получения цифровых навыков. Проекты в рамках сетевого взаимодействия не только развивают цифровые навыки, но и дают возможность взаимообучения коллег, обобщения опыта учителями:

1. Дистанционное онлайн-обучение на платформах:  zoom, учи.ру; яндекс-учебник и др.

2. Курсы повышения квалификации по предметам, по цифровым технологиям (на разных курсах, которых достаточно много сегодня)

3. Разработали и реализовали смешанное обучение, с проблемами.

Аюшиева Аягма Баторовна, заместитель директора по НМР Амитхашинской СОШ представила доклад по теме «Деятельность Центра “Точка роста” как механизм успешной реализации цифрового образования».  В цифровом образовательном мире главным стало личностное развитие, которое формирует компетенции, максимально точно подходящее для будущего детей, поэтому на базе общеобразовательной школы была необходима и целесообразна реализация целей и задач цифрового образования через деятельность Центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». Аюшиева А.Б. подробно описала деятельность Центра «Точка Роста» и ее достижения, результаты.

Большой интерес участников вызвал доклад Батожалсановой Долгорцырен Бальжинимаевны, заместителя  директора по УВР Ушарбайской СОШ по теме «Цифровые технологии в урочной и внеурочной деятельности как механизм развития образовательной экосистемы». Образовательные экосистемы определяются как сети взаимосвязанных и разнотипных субъектов, участвующих в процессе обучения, воспитания, развития в течение всей жизни. Рассмотрен экосистемный подход,  ведущий к изменению способов учиться на принципах взаимосвязанности и сотрудничества. В образовании это позволяет перейти к сетевым моделям совместного добровольного обучения и развития. Образовательная экосистема Ушарбайской школы — это сети и сообщества учащихся и педагогов, которая постоянно развивается,  созидает.

Следует отметить представленный опыт Бадмаевой Мыдыгмы Владимировны, методиста Агинского Дома детского творчества об интеграции общего и дополнительного образования детей в условиях цифровизации. Строится данная деятельность принципиально на новых моделях, закрепленных в концептуальных и нормативных документах, обеспечиваемая Федеральным проектом «Успех каждого ребенка», «Целевой моделью развития региональных систем дополнительного образования детей».

Участники отметили глубину, содержательность, инновационность представленных выступлений образовательных организаций.

На образовательной мастерской «Инновационные механизмы развития компетенций педагогов и обучающихся в условиях цифровой трансформации образования» состоялось обсуждение опыта школ-победителей конкурсов на получение гранта. Модератором выступила Жамбалова Э.Ч., аналитиком – Махабадарова Р.А.

 В выступлении Гунгаева Ц.Б., директора Цокто-Хангильской СОШ отмечено, что к концу 2024 года планируется внедрение целевой модели цифровой образовательной среды, что позволит осуществлять образовательную деятельность с использованием федеральной информационно-сервисной платформы. 

Активное участие педагогического и ученического коллектива в реализации проектов разного уровня: школьного (исследовательские проекты детей и учителей),  муниципального («ИнноНарасун», сетевая форма реализации образовательных программ), регионального (Забайкальский образовательный Форум) и федерального проектов (проекты «Успех каждого ребенка», «Билет в будущее» национальных проектов «Образование») привели к разработке и успешной реализации грантового проекта «Виртуальный кампус в сельской школе – пространство новых возможностей».

Применение компьютерных технологий как средства исполнения проекта обеспечило расширение возможностей творческой самореализации обучающихся, всестороннему развитию их способности: формулировке собственных мыслей, выделению существенных сторон, аргументированному отстаиванию точек зрения, критическому анализу и других качеств, необходимых современному человеку.

В процессе реализации проекта «Виртуальный кампус в сельской школе – пространство новых возможностей» обучающиеся школы научились работать самостоятельно, у детей возрос интерес к учебной деятельности, появилось желание изобретать что-то полезное, мотивация к применению теоретических знаний к применению на практике. Все эти навыки, безусловно скажутся на результатах образовательной деятельности, на качестве образования в условиях сельской школы.

Цынгуева Д.Д., заместитель директора по научно-методической работе МБОУ «Агинская СОШ №2» поделилась спецификой подготовки и реализации проекта – победителя конкурсного отбора на предоставление грантов из федерального бюджета в форме субсидий юридическим лицам в размере 3-х мл-в рублей, предложив для реализации программу дополнительного образования детей по «Углубленному изучению математики с использованием виртуальной и дополненной реальности в 5-11 классах».

Для реализации проекта была разработана нормативно-правовая база проекта, решена задача привлечения бизнес-партнеров из реального сектора в сфере IT, сотрудничества с интеллектуальными и индустриальными партнерами, обеспечение участия профильных специалистов, сотрудников организаций партнеров из числа кандидатов и докторов наук.

Разработана и утверждена программа дополнительного образования детей по углубленному изучению математики и информатики с использованием технологии виртуальной и дополненной реальности «VR-геометрия». Программа направлена на развитие пространственного мышления и формирование графических навыков моделирования у обучающихся через использование технологий виртуальной и дополненной реальности, 3D-моделирования, которые выступают как метод, средство и технологии обучения.

Реализуемая модель содержания состоит из трех модулей, которые построены с учетом возрастных особенностей детей и последовательно решают проблему развития теоретического и системного пространственного мышления. По каждому модулю кружка разработаны рабочие тетради с упражнениями и задачами. В них представлены специальные задания и упражнения, направленные на преобразование пространственных объектов, на оперирование пространственными объектами одновременно в двух-трехмерном пространстве, на схематизацию условий задачи и моделирование пространственными образами, на решение математических задач геометрическими способами.

В рамках деятельности кружка “VR-геометрия” 11 учащихся школы посетили Инновационный центр “Сколково” в г. Москва. В течение двух дней 18 и 19 декабря они прошли обучение по разработке мобильных приложений, робототехнике, нейротехнологии, VR и AR, 3D-моделированию и электросхемотехнике.

В рамках реализации проекта были проведены следующие мероприятия: «Трамплин к учебным успехам по математике и информатике» в формате хакатона с приглашением родителей обучающихся; Внеклассное мероприятие «Семейная математика» для учащихся 5-6-х классов; Конкурс «Геометрический турнир»; Турнир по развитию эмоционального интеллекта для учащихся 5 –х классов; Онлайн-викторина «Геометрия 3D» среди учащихся 9-11 классов городского округа «Поселок Агинское; Открытый дистанционный конкурс «Основы VR-Геометрии» среди учащихся 6-7 классов.

Тудупова А.Л., заместитель директора Могойтуйской СОШ №1 поделилась основами создания школьного центра «КвадроКуб». Школьный центр «КвадроКуб» включает в себя две цифровые лаборатории и коворкинг зону в которых реализуется дополнительные общеразвивающие общеобразовательные программы, направленные на развитие и распространение лучшего опыта образовательных организаций, имеющих лучшие результаты в преподавании предметных областей «Математика», «Информатика» и «Технология».

Разработаны и внедрены в учебный процесс четыре дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ по предметным областям математика, информатика и технология: «Юный программист» 7-8 классы; «Математика на компьютерах с применением программы Геогебра» 8-9 классы; «Математика. Подготовка к ЕГЭ» 10-11 классы; «Секреты домашнего мастерства с применением 3 Д принтера» 9 класс.

Таким образом, итогом реализация проекта школьного центра «КвадроКуб» стало проведение межрегиональной научно-практической конференции «Математика, информатика, технология, физика: теоретические и прикладные исследования». В которой приняли участие порядка 100 учащихся из которых 48 докладчиков. Участие приняли учащиеся из Хабаровского края, Иркутской области и Республики Бурятия.

В своем выступлении Дамдинжапова О.М., заместитель директора по научно-методической работе МАОУ «Агинская окружная гимназия-интернат» рассказала о проектах в школе, которые разработаны и реализованы за последние годы. Дано серьезное научное обоснование проекта «Лаборатория деятельностных образовательных практик», отличительные особенности реализации сетевого образовательного события. Представленные характеристики сетевых образовательных событий «Ожившие картины», краевая метапредметная олимпиада показывают тщательный отбор инновационного содержания на основе мыследеятельностной педагогики, который приводит к развитию совершенно новых качеств личности обучающихся, также и учителей.  

В докладах отмечено, что материально-технические условия школ, усиленные федеральным грантом создают благоприятные условия для развития способностей обучающихся. Все выступающие обращают внимание на необходимость изменения содержания образования в соответствии с новыми требованиями, современной цифровой образовательной средой. Руководители образовательных организаций уверены в том, что процессы цифровизации приведут к повышению качества образовательных результатов.

На площадке мастерской «Информационно-образовательное пространство ДОО как условие развития детско-взрослого сообщества» модераторов выступила Ортонова Ц.Б., аналитиком – Дашинимаева А.Б.

С докладом выступили специалисты Козулина Светлана Алексеевна, заместитель заведующего по УВР МДОУ детский сад №4 «Малышок» с. Улёт по теме «Веб-квест как инновационная форма вовлечения родителей воспитанников в образовательную деятельность ДОУ». Шульц Ирина Владимировна, педагог дополнительного образования МДОУ «Детский сад № 126 г. Борзи» по теме «Родительский университет как активная форма взаимодействия с семьей». Баторова Мыдыгма Баторовна, заведующий МАДОУ «Могойтуйский детский сад «Туяа» по теме «Муниципальная модель открытого сетевого пространства семейного образования в условиях цифровизации». Никифорова Людмила Владимировна, старший воспитатель МАДОУ «Ульгэр» ГО «Поселок Агинское» по теме «Социальные сети и мобильные мессенджеры как форма интерактивного взаимодействия с родителями».

В реалиях времени тематика выступлений была актуальна и вызвала интерес у участников секции. Педагоги дошкольного образования поделились опытом взаимодействия с родителями через инновационные формы: веб-квест, видео-журнал «Родительский университет», сетевое пространство семейного образования, интерактивное взаимодействие с использованием социальных сетей и мобильных мессенджеров.

Участники мастерской отметили, что в процессе цифровой трансформации дошкольного образования качество образования достигается за счет создания новых образовательных программ, использования новых форм организации образовательного процесса. В данных условиях отмечена проблема повышения квалификации педагогических кадров ДОО.

Сегодня в современном мире происходят стремительные изменения во всех сферах деятельности, поэтому российское общество сегодня нуждается в грамотных, физически, морально и духовно развитых специалистах. Качество образования один из важных показателей здорового общества.

ДОО – это сложный механизм, стремящийся к развитию, ищущий новые возможности, создающий необходимые условия для удовлетворения потребностей ребёнка, семьи, общества, обеспечивающий условия для  творческой, профессиональной работы педагогов, отвечающий самым современным требованиям. ДОО дает старт развитию личности ребенка, именно от того, как ребенок развивается в детстве, во многом зависит успешность его в дальнейшей жизни.

По итогам работы мастерской выявлена положительная динамика освоения цифровыми ресурсами в системе дошкольного образования. Слушателей особенно заинтересовали такие формы работы, как Web квест, видео-журналы, родительский университет. Ценным был обмен практическим опытом с разными формами дистационной работы с родителями.  

 

После образовательных мастерских состоялось подведение итогов III метапредметной олимпиады учителей, где участвовало 57 учителей из 7 муниципальных районов Забайкальского края, 22 эксперта из двух институтов осуществляли экспертизу работ учителей. Участники состязались в индивидуальном и командном турах, где проявили свои профессиональные компетенции в умении решать задачи в нестандартной ситуации и выполнении заданий на выявление профкомпетенций.

 

Итоги индивидуального тура

III метапредметной олимпиады учителей Забайкальского края 

1 место – Жапова Ирина Алексеевна, учитель английского языка МАОУ «Агинская окружная гимназия-интернат» ГО «Поселок Агинское».

2 место – Эрдынеева Гэрэлма Гылыковна, заместитель директора по научно-методической работе МАОУ «Агинская СОШ №4» ГО «Поселок Агинское».

3 место – Доржиева Баира Хичиктуевна, учитель информатики и физики   МАОУ «Агинская СОШ №4» ГО «Поселок Агинское».

Итоги командного тура

Лидеры команд

1.       Команда №1. Жапова Ирина Алексеевна МАОУ “Агинская окружная гимназия-интернат”, учитель английского языка.

2.       Команда №2. Гармаева Бадма-Ханда Бадмацыреновна, Дульдургинская СОШ»2, заместитель директора по НМР.

3.       Команда №3 Базарова Цырена Ванчиковна МОУ “Хойто-Агинская средняя общеобразовательная школа”, учитель начальных классов.

4.       Команда №4. Баторова Наталья Баировна, Кункурская СОШ учитель математики

5.       Команда №5. Спирина Екатерина Сергеевна, МОУ “Первомайская средняя общеобразовательная школа №3”, учитель информатики.

6.       Команда №6. Степаненко Дмитрий Анатольевич, МОУ “СОШ №46 с. Урульга”, учитель физики и информатики.

7.       Команда №7. Дамдинова Гэрэлма Эрдэмовна МОУ “Судунтуйская СОШ”, учитель истории и обществознания.

8.       Команда №8. Чирнинова Жаргалма Дамдиновна, МБОУ “КСОШ им. Пурбуева Д.Ц.” учитель технологии.

9.       Команда №9. Балданова Виктория Жалсановна, МАОУ “Агинская окружная гимназия-интернат”, учитель английского языка.

Лучшая команда

1.       Гармаева Бадма-Ханда Бадмацыреновна, Дульдургинская СОШ №2

2.       Доржиева Баира Хичиктуевна, Агинская СОШ №4

3.       Дугаржапова Эржена Ухиновна, Агинская СОШ№4

4.       Бадараева Аягма Ешиевна,  Кункурская СОШ,

5.        Базарова Дарима Элбэктуевна, Агинская СОШ№3

Поздравляем коллег с победой!

 

Аналитики: Цыдендоржиева Ц.Ц., Махабадарова Р.А., Дашинимаева А.Б.

Поделиться ссылкой:

Метки: нет меток

Комментарии закрыты.