С 8 по 17 апреля 2024 года проведены курсы повышения квалификации воспитателей дошкольных образовательных организаций округа по теме «Организация образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО». Прошли обучение в объеме 72 часов 27 педагогических работников дошкольных учреждений Агинского Бурятского округа, в т.ч. с ГО «Поселок Агинское» – 8 человек, с Агинского района – 9 человек, с Дульдургинского района – 3 человека, с Могойтуйского района – 8 человек.
Ключевыми темами курсов стали лекции старшего преподавателя Цыдендоржиевой Ц.Б. по нормативно-правовому обеспечению реализации обновленных ФГОС дошкольного образования и проектированию образовательной программы в соответствии с федеральной образовательной программой дошкольного образования. С новыми формами описания педагогического опыта – технологическим пакетом и исследовательской деятельностью педагогов познакомила Дугарова Ц.Д., кандидат культурологии. Знакомство с искусственным интеллектом и практикум по овладению с российскими цифровыми инструментами провела Бальжинимаева О.Б., поректор по информационным технологиям. Лекцию на тему психологическое развитие детей дошкольного возраста прочитала Ортонова В.Б., руководитель Центра непрерывного повышения профессионального мастерства работников образования. Особенности современных альфа-детей и BANI-мир раскрыла слушателям Махабадарова Р.А., кандидат педагогических наук. О новом порядке аттестации педагогических кадров рассказала Жапова Ц.Б., старший преподаватель Агинского ИПК.
В рамках курсов повышения квалификации прошли авторские курсы воспитателей высшей квалификационной категории МДОУ ЦРР – детский сад «Солнышко» п. Агинское Потехиной Л.В. и Трофимовой Л.Ю. Педагоги поделились опытом своей работы и показали открытые занятия. Основными направлениями работы Людмилы Владимировны являются приобщение воспитанников к здоровому образу жизни, экологическое воспитание, духовно-нравственное воспитание на основе ознакомления с народными традициями, развитие творческих способностей детей посредством применения нетрадиционных техник. Важнейшим условием формирования духовно-нравственных качеств дошкольников является приобщение к народным традициям малой родины, края, региона, страны. Воспитателем разработан и реализуется проект «Этнокультурное воспитание детей старшего дошкольного возраста – «Соцветие народов». В ходе проекта использованы современные формы работы: этно-встречи, на которых дети знакомятся с русской, бурятской, алтайской, якутской, татарской, монгольской, культурами народов, проживающих на территории поселка Агинское; этно-мастерские, где для дошкольников организуются мастер классы по изготовлению народных изделий, игрушек, экскурсии, познавательно-развлекательные, тематические мероприятия. Для реализации проекта в группе успешно реализуется модель организации предметно-пространственной развивающей среды, представляющей собой систему организационных форм работы этнокультурной направленности.
Опыт работы по развитию познавательной деятельности презентовала Трофимова Лариса Юрьевна. Ею реализованы такие проекты как: «Использование блоков Дьенеша в развитии логического мышления у старших дошкольников»», «Проект по робототехнике для детей старшего дошкольного возраста с использованием робота Bee-Bot «Умная пчелка», «Использование дидактических игр, как способ формирования математических способностей детей младшего дошкольного возраста», «Путешествие по Сказочной карте России», «Юный исследователь», «Развитие технического творчества детей старшего дошкольного возраста на основе современных конструкторов и игр головоломок нового поколения».
Лариса Юрьевна большое внимание уделяет речевому и сенсорному развитию дошкольников и выбрала тему по самообразованию «Развитие речи детей средствами фольклора». В результате освоение окружающего мира у детей происходит намного ярче и интереснее. Результативность использования фольклора в процессе развития речи очевидна. Дети стали более общительны, эмоциональны. У воспитанников формируется устойчивый интерес к русскому народному творчеству, традициям и культуре родного края. Повысился уровень связной речи, активизировался словарь новыми словами, оборотами, выражениями.
Также в рамках курсов повышения квалификации проведен семинар на базе МДОУ «Кункурский детский сад «Баяр» по художественно-эстетическому развитию детей. Были просмотрены три открытых занятия: воспитатель Суходаева Эржена Цымпиловна провела занятие на младшей монолингвальной группе по теме: «Волшебный орнамент. Кто потерял рукавичку?» на бурятском языке. Дети понимают речь воспитателя, охотно с ним взаимодействуют, могут повторять слова на родном языке. Пока дети находятся только на уровне понимания родной речи.
Бадмацыренова Ольга Петровна, воспитатель средней группы провела занятие по познавательному развитию на тему «Моя семья», дети заинтересованно рассказывали о семейных традициях и составили генеалогическое древо своей семьи. Молодой воспитатель Одонова Елена Викторовна провела занятие по художественно-эстетическому развитию детей «Золотая хохлома». Слушатели отметили партнерское взаимодействие педагога и детей, педагог слышит детей, понимает и принимает их инициативу, эмоциональный фон общения положительный, дети с удовольствием представили свои работы – расписанные яркой хохломской росписью доски.
Кульминацией семинара стало образовательное событие, посвященное Году семьи. Музыкальный руководитель Дамбаева Туяна Баторовна представила свое творчество – дети продемонстрировали модную одежду в этностиле из бросового материала.
Также слушатели курсов в детском саду «Номин» с. Амитхаша познакомились с опытом работы победителя межмуниципального конкурса «Эрхим хумуужуулэгшэ-2024» Цырендашиевой Арюны Шираповны. Педагог поделилась опытом работы по организации просветительской деятельности, направленной на создание нового уровня семейного воспитания, формирования ответственного родительства через этнокультурный компонент. Педагогом создан информационный календарь с тематическими модулями «Разговоры о важном: для взрослых и детей» в целях ознакомления, анализа и погружения родителей в традиции, быт и культуру бурятского народа. Для эффективности проекта используется QR-код (особого вида штрих-код, в котором с помощью пикселей закодирован полезный объем информации) в работе с родителями, позволяющий легко считывать материалы информационного календаря с внешнего носителя через цифровое устройство (смартфоны, айфоны, планшеты и др.).
В заключение курсов слушателям было дано творческое задание провести конкурс исследовательских работ среди детей старшего дошкольного возраста «Я-исследователь». Перед конкурсом каждый педагог должен был сделать анонс данного мероприятия в социальных сетях. После окончания конкурса написать аналитические посты по итогам конкурса.
Организация конкурса была на высоком уровне, слушатели написали сценарий, подобрали музыкальное сопровождение, оформили зал. Ведущие провели игры с детьми и музыкальные паузы. Жюри также было выбрано из числа слушателей под председательством старшего преподавателя АИПК Цыдендоржиевой Ц.Б. Аналитические посты размещены в социальной сети ВК под хэштегом #яисследователь.
По результатам выходной анкеты удовлетворенность курсами составила 100 процентов.
18.04.2024 г. Цыдендоржиева Ц.Б., ст. преподаватель Агинского ИПК.