Аналитика секционных занятий межрегиональной научно-практической конференции «Бурятский язык: история и современность»

Аналитика секции №1

 

«Буряад литературын алтан жаса:

Д.Батожабайн уеын уран зохёолшод, соёлой ажал ябуулагшад»

 

Модератор: Сампилова Ж.О., проректор ГАУ ДПО «Агинский институт повышения квалификации работников социальной сферы Забайкальского края»

Аналитик: Мункуева Х.Б., методист ГУК «Центр развития бурятской литературы Забайкальского края»

 

      20 октября 2021 года в рамках межрегиональной научно-практической конференции «Бурятский язык: история и современность», посвященной 100-летию со дня рождения писателя, поэта, драматурга, журналиста, члена Союза писателей СССР состоялось секционное занятие «Буряад литературын алтан жаса: Д.Батожабайн уеын уран зохёолшод, соёлой ажал ябуулагшад».  В работе секции приняли участие 10 докладчиков, из них 4 учащихся средней общеобразовательной школы. В основном темы выступлений касались жизни и творчества Д. Батожабая, его роли в культурно-историческом развитии бурятской литературы; традиций устного народного творчества и самобытности бурятского народа в произведениях Д. Батожабая; жизни и творчества поэтов и писателей золотого фонда бурятской литературы (Ж.Тумунова, Д.Ульзытуева, С.Ангабаева).

Батоболотова Бато-Жаргал Жамсарановна, учитель Цаган-Ольской средней школы в своем выступлении «Бурханhаа угтэhэн талан бэлиг» рассказала о богатой, но не легкой судьбе писателя. Д.Батожабай был наполнен жизненными наблюдениями и это дало ему разнообразие жанров, красочность и выразительность языка. За такую короткую жизнь драматург Даширабдан Батожабай оставил для своего народа многочисленные произведения: романы, повести, рассказы, пьесы, которые сегодня живут своей жизнью. И это талант данный богом он смог реализовать для общего блага.

Ширапова Валерия Тогтохоевна, заместитель заведующего детского сада «Номина» №1 г. Улан-Удэ, аспирант БГУ представила доклад «Дондок Улзытуевай уран найруулга тухай».  В данной работе Валерия Тогтохоевна остановилась на богатой биографии, отметила основные произведения писателя, героев, которые наиболее известны в литературном наследии.

Петрова Любовь Владимировна методист Агинской краевой библиотеки им. Ц.Жамсарано выступила с темой «Популяризация творчества бурятского писателя Д. Батожабая в Агинской краевой библиотеке». Методистом отмечено, что Агинская краевая библиотека имени Ц. Жамцарано в целях поддержки и развития чтения у населения проводит акции, читательские конференции, конкурсы, он-лайн конференции. Остановилась на итогах 5 этапа акции «Читаем бурятскую классику- вместе», где все желающие прочитали произведения Даширабдана Батожабая. Работы были посвящены 100-летнему юбилею со дня рождения самобытного писателя, поэта, прозаика и драматурга. Также отмечено о географии участников акции – Агинский Бурятский округ, районы Забайкальского края, Республика Бурятия.

Долгоржапова Долгорма Мункуевна, методист Центра развития бурятской культуры в Забайкальском крае в своем выступлении «Арадай театрнуудай уургэ буряад хэлэнэй хугжэлтэдэ» обобщила актуальность развития театрального творчества. Посредством театра развивается язык, артисты приобщаются к национальной культуре, традициям и обычаям своего народа. В округе театральное движение развивается. Приобщается к этому искусству подрастающее поколение. Докладчик в своем выступлении затронула ряд проблем театрального движения Аги, наметила пути их решения.

Бальжинимаева Намжилма Нанзатовна, создатель сайта «Мунгэн тобшо» рассказала истории из жизни, как познакомилась с Даширабдан Батожабаем, вместе ездили отдыхать на аршан. Отметила, что Д. Батожабай оставил самые яркие воспоминания о себе.

Бабуева Сэсэг Мижитдоржиевна специалист Агинского национального музея им. Г.Цыбикова выступила с докладом «Солбон Ангабаев – элитэ буряад поэт», где представила биографию поэта, его жизнь и творчество. Докладчиком акцентирован время  учебы поэта с Д.Батожабаем.

Дашинимаева Аягма Очировна, учитель Агинской школы №3 выступила с темой «Сокровенные заветы наших предков». Аягма Очировна в данной работе исследовала бурятские традиционные обряды, связанные с рождением ребенка и достижения года, охраной здоровья. Это обусловлено тем, что за последние десятилетия молодые бурятские семьи стали активно интересоваться значениями имен, придают большое значение здоровью и благополучию своих детей. При написании данной работы были использованы труды известных ученых-бурятоведов, статистические данные, литературы и публикации. Также материалы средств массовых информации, социологический опрос и опрос старожилов.

Доржиева Анастасия, ученица 7 класса Челутайской школы рассказала о том, как произведение Д.Батожабая «Багшашни хэн бэ?» своим смыслом произвело впечатление, извлекла уроки жизни.   

Жыгдылмеев Бато, ученик 11 класса Судунтуйской школы представил результаты исследовательской работы в своем докладе «Тооригдэhэн хуби заяан» роман – трилоги доторой баатарнууд ба прототипууд, где учащимся выявлены прототипы Аламжи и Осор ламы, создателя божества Зандан Жуу, также об истории доставки божества в Бурятию. Затронуты известные личности Эрдэниин Гончикжаб и его сын Лыксэк Жабэ, представленные в трилогии как Торгоовойн Жаб и Жабэ Логсой. Работа представляет несомненный интерес к произведению у учащихся.

Жамбалдоржиев Доржи, ученик 6 класса Таптанайской школы представил исследовательскую работу по теме «Истоки зарождения личности. Династия Тумуновых». В своем выступлении Жамбалдоржиев Доржи рассказал, что много времени уделено изучению биографии, творчества писателя. По итогам работы учеником составлен генеалогическое древо писателя, собирает фотографии для создания альбома.  

 

 

Аналитика секции №2

 

«Батожабайн ажабайдал, зохеохы ажалынь болон

буряад литературын хугжэлтэдэ оруулhан хубитань»

 

Модератор: Цыдендоржиева Ц.Ц., старший преподаватель ГАУ ДПО «Агинский институт повышения квалификации работников социальной сферы Забайкальского края»

Аналитик: Махабадарова Р.А., заведующий кафедрой ГАУ ДПО «Агинский институт повышения квалификации работников социальной сферы Забайкальского края»

 

В работе секции приняли участие 25 участников из числа обучающихся общеобразовательных школ, учителей бурятского языка и литературы, работников образования и культуры. Для участия и выступления на секции представлены 12 работ, среди них 4 статьи учителей школ округа, 7 работ школьников: Будаланской, Амитхашинской, Челутайской школ Агинского района, Агинской окружной гимназии-интерната (2 доклада), Агинской СОШ №4 городского округа «пос. Агинское», Догойской школы Могойтуйского района.

Многогранную личность Даширабдан Одбоевича Батожабай сумела представить Цыбикова Ц.Ц., учитель Челутайской СОШ. Слушатели с интересом ознакомились с разноплановыми воспоминаниями современников: земляков-догойцев, писателей, однокурсников по Литературному институту: Бальжинима Нанзадон, Лыксок Эрдынеева, Гунга Чимитова, Солбон Ангабаева, супруги Лхамасу Батоевны и др. В воспоминаниях друзей Даширабдан Батожабай сохранился высоким, стройным, звонкоголосым, коммуникабельным, упорным во время работы над произведениями, способным к глубокому анализу и обобщению.

В работе Балдановой М.Р., учителя Судунтуйской СОШ представлен анализ художественных произведений по годам создания, по жанрам. Учитель сумела создать интригу в ходе представления произведений для развития интереса к чтению произведений, для изучения сюжетных линий произведений.

Бортоева Б.Д. наряду со знакомством с произведениями для постановки на сценах профессиональных и любительских театров коснулась вопроса развития театральной жизни в Агинском округе за последние 32 года и значимости произведений Д. Батожабай для репертуаров народных театров.

Провела исследовательскую работу ученица 11 класса Догойской СОШ Цырена Мункуева по теме «Функции отрицательно-оценочных фразеологических единиц в комедийных пьесах Д. Батожабай», в которой раскрыла богатый язык автора. Не менее интересную исследовательскую работу на основе сравнительно-сопоставительного анализа бурятского, русского и турецкого языков провел обучающийся Агинской окружной гимназии-интерната Очир Цыденов. Аргументы в обосновании найдены в исторических, языковых фактах.

Обучающаяся Амитхашинской СОШ Арюна Гармаева провела исследование о фактах и исторических данных об Агинском дацане, представленных в трилогии «Похищенное счастье». В процессе работы ученица провела анализ текста трилогии об Агинском дацане, проведены собеседования и интервью со старожилами села Амитхаши, дид-хамбо ламой Цырен Дондукбаевым, гэсхы ламой Амгалан Жаповым.

В Агинской СОШ №4 проведена игра «Шэхэр». Для поощрения детей, говорящих на бурятском языке, знающих поговорки и пословицы используются сладости. Обучающиеся Агинской окружной гимназии-интерната рассказали о проектировании открыток на бурятском языке. Жаргалова Баярма, ученица Будаланской СОШ представила доклад «Жизнь и творчество Д.Батожабай и его роль в культурно-историческом развитии бурятской литературы». Виктория Васильева с Челутайской СОШ раскрыла этап в жизни Даширабдан Батожабая в военные годы, о его судьбе военного летчика.

 

Представлены интересные проекты, исследования обучающихся и учителей. Жизнь и творчество известного писателя, выходца Агинского округа раскрыта с разных сторон, показаны новые страницы в его жизнедеятельности. 

                                                                                     Аналитика 3 секции

«Арадай аман зохёол, ёhо заншал, соёл болбосорол
үхибүүдые сагай эрилтээр hургаха,
 хүмүүжүүлхэ шухала онол арга»

 Модератор: Дашинимаева А.Б., преподаватель ГАУ ДПО «Агинский институт повышения квалификации работников социальной сферы Забайкальского края»

Аналитик: Болотова Г.Ц., старший преподаватель ГАУ ДПО «Агинский институт повышения квалификации работников социальной сферы Забайкальского края»

 

Приняли участие 36 человек. Выступило 17 участников, из них 2 обучающихся.

Все выступающие обеспокоены проблемами сохранения и развитием бурятского языка. Для решения проблем предложены разные технологии, формы повышения мотивации к изучению родного языка, привлечения родителей, использования возможностей ИКТ.

   Интерес вызвало выступление Мельниковой Софьи Владимировны, специалиста Усть-Ордынской библиотеки им. М.Н. Хангалова, где раскрыта роль библиотеки в сохранении и поддержке бурятского языка и национальной культуры в ходе проектной деятельности и участия в грантовой поддержке. В рамках деятельности языкового клуба библиотека совместно с партнерами организует курсы бурятского языка для взрослых и детей, каникулы с «Сайн байна» – центром семейного общения на бурятском языке, кукольный театр и др. Данный опыт востребован и должен найти применение и в АБО.

Цырендоржиева Баирма Дамбиевна, к.ф.н., доцент БГУ остановилась на преподавании бурятского языка в школе в условиях дистанционного обучения, дала рекомендации об использовании порталов, интернет-ресурсов, памятки по планированию ДО.

Дугаржапова Елена Дагбаевна, старший преподаватель ГУ ДПО ИРО ЗК, к.п.н, ознакомила с опытом ОО Забайкальского края по сохранению культурного наследия семейских, казаков, языка и культуры эвенкийского народа. Отмечена ценность словаря бурятско-русского языка шаргалджинских бурят, созданного директором МОУ «Верхнешергольджинская СОШ», опыт воспитательной деятельности в школах сел Усть-Обор, Зугмара, Смоленка.

Будаева Хандажаб Дашинимаевна, известный корреспондент, ветеран СМИ призвала вести кружки, научить писать стихи на родном языке, говорить на бурятском языке дома, на работе, с соседями.

В рамках работы секции выявлены интересные подходы, практики учителей бурятского языка

на уровне дошкольного образования – online-клуб «Буряадаар хөөрэлдэе», в рамках которого проводятся челледжи, интеллект-игры, видео зарисовки, цикл занятий (ДОО «Туяа»), «Шэдитэ самбар» (ДОО «Ульгэр»);

на уровне школьного образования отметили важность организации внеурочной деятельности как фольклорный кружок «Сахюурхан», «Домашний театр» в условиях дистанционного обучения, использование вайбера села для публикации видео выступлений детей Сахюртинской СОШ, творческая мастерская по изготовлению кукл из коровьего рога Ага-Хангильской СОШ, создание и перевод мультфильмов, телестудия «Алханын сууряан» Алханайской СОШ.

Юмжидма Арьяновна остановилась на совместной работе педагогов дошкольного, начального и основного общего образования по созданию комиксов, пьес, переводу мультсериала «Смешарики». Билигма Баторовна Болотова акцентировала внимание коллег на ответственности учителей родных языков за сохранение родных языков по итогам конкурса учителей родных языков РФ.

Таким образом, в рамках работы секции раскрыты разнообразные формы обучения родному языку, приобщения и сохранения культуры народа.

Поделиться ссылкой:

Метки: нет меток

Комментарии закрыты.